Как поменять пыльник ШРУСа

И снова здравствуйте, уважаемые читатели! Давненько я не выкладывал на свой сайт ничего нового, но вот нашлась лишняя минутка и сразу же сел писать статью о том, как поменять пыльник ШРУСа, так как на мой взгляд тема эта интересная и может спасти многих автолюбителей от преждевременных затрат.

Начнем с того, что выясним, что же на самом деле такое ШРУС и чем грозит несвоевременная замена пыльника на нем. Итак, дословно аббревиатура ШРУС означает «шарнир равных угловых скоростей», предназначен для передачи вращающего момента между валами, оси которых могут отклоняться друг относительно друга на некоторый угол. На автомобиле этот угол зависит от поворота колес (лево-право) и от положения подвески (выше или ниже). Что такое шарнир я думаю знают все. А при чем тут равные угловые скорости?
Как мне кажется, здесь имеется ввиду, что угловые скорости валов с обеих сторон ШРУСа равны (иными словами мы имеем число оборотов колеса такое же, как число оборотов планетарки в коробке передач). Наиболее ранними разновидностями ШРУСа являлись карданные передачи с крестовинами. Но у них есть большой недостаток — при увеличении угла наклона между карданами мощность такой передачи значительно падает, а нагрузка на соединения увеличивается в разы. Карданная передача может обеспечить угол между валами в 10-20 градусов, не больше. Именно из-за этих недостатков на переднеприводные автомобили стали устанавливать шарниры равных угловых скоростей такими, какими мы их видим сегодня на автомобилях. Принцип работы такого шарнира немного иной, чем у карданной передачи, недостатков значительно меньше, угол поворота достигает 70 градусов. Принцип работы карданного и современного ШРУСов можно понять из рисунков ниже. Более современный из них часто называют «гранатой».

Принцип работы ШРУСа
Принцип работы и устройство шарниров равных угловых скоростей.

Это было немного теории. Теперь перейдем ближе к делу. «Когда нужно менять пыльник на ШРУСе», — спросите вы. Поменять пыльник нужно не тогда, когда уже слышен хруст на поворотах и при резком вдавливании педали газа, а сразу же после появления на нем трещин и разрывов, в общем если нарушена герметизация ШРУСа. Верным признаком повреждений является наличие жирных следов смазки, разлетающейся в стороны. Если этого не сделать, то через некоторое время вода и песок сделают свое дело и начнется потрескивание на поворотах и при резком увеличении скорости. Дам совет из практики, что если данные признаки уже есть, то заменой пыльника не обойтись, нужно менять всю «гранату» или если нет денег, то можно поменять пыльник, но толка от этого будет уже мало. Возможные дефекты пыльника показаны на рисунке ниже.

Поврежденный пыльник ШРУСа
Распространенные дефекты пыльника ШРУСа — трещины и прорывы. Нужна обязательная замена.

Переходим непосредственно к инструкции как поменять пыльник ШРУСа. Для начала нужно слить масло из коробки передач, для этого нам понадобится ключ на 17, которым необходимо открутить сливную пробку, предварительно приготовив под масло емкость не менее 5 литров. Далее срываем с места болты крепления колеса, поддомкрачиваем автомобиль, откручиваем болты колеса до конца и снимаем последнее. Теперь для избежания травматизма и несчастных случаев ставим под машину какой-либо упор (у меня в гараже это пень и доска), немного опускаем домкрат, чтобы автомобиль оперся на подпорку.

Далее нам понадобится помощник в виде человека или бруска, чтобы нажать на педаль тормоза и открутить гайку ступицы с помощью соответствующей головки на 30 и удлинителя в виде трубы длиной 1-1,5 метра . Данную гайку необходимо заменять после каждого откручивания. После того, как откручена гайка и снята шайба, стоящая под ней, переходим к откручиванию крепления шаровой опоры двумя болтами под ключ на 17. Затем отводим стойку в сторону и вытаскиваем из ступицы хвостовик наружного ШРУСа. Далее переходим к внутреннему ШРУСу. Аккуратно упираясь в коробку с помощью монтажки подковыриваем нашу гранату и при приложении некоторого усилия она должна выйти. Замечу, что бывают случаи, когда внутренний ШРУС ну никак не хочет выниматься из коробки. При этом не надо пытаться стучать молотком по монтажке, результата не будет никакого. Чтобы снять ШРУС нужно просто большое усилие, но никак не удары.

Когда все снято, переходим к тому как поменять пыльник ШРУСа. Для этого потребуется снять гранату с вала при помощи латунной или медной выколотки, ударяя ей прямо в сам ШРУС. Предварительно надо расслабить хомуты старого пыльника и немного отодвинуть его в сторону.

Как поменять пыльник ШРУСа
На рисунке слева показано, как вытащить ШРУС из коробки передач. Справа — зажим для хомутов

После этого промываем ШРУС в бензине или керосине, чтобы удалить старую смазку. Далее надеваем пыльник ШРУСа на вал, смазываем гранату специализированной смазкой и тоже насаживаем на вал. После этого затягиваем хомут пыльника, находящийся на валу, и одеваем вторую сторону пыльника. Теперь необходимо поставить ШРУС в положение, примерно соответствующее середине его хода и оттопырив один край пыльника отверткой выпустить (или запустить) оттуда (туда) воздух. Это необходимо для того, чтобы на пыльнике в его нормальном рабочем состоянии не было вмятин или излишнего давления внутри, что может привести к очень быстрому износу пыльника. После того, как данная процедура проделана, можно затягивать второй хомут. Переходим к сборке.
Вставляем внутренний ШРУС в коробку передач, до упора, после этого стопорное кольцо должно защелкнуться (слышен характерный звук и свободное перемещение хвостовика становится невозможным). Если не получается вставить, то можно немного постучать с обратной стороны через деревянный брусок. Далее вставляем второй конец в ступицу, прикручиваем шаровую опору, затягиваем ступичную гайку, ставим колесо, заливаем масло в КПП и на этом ремонт окончен.

Как поменять пыльник ШРУСа: 11 комментариев

  1. Хорошая статья. Но одно я не вкурил, зачем сливать масло с коробки???

  2. Добрый день, Василий. Масло нужно слить из коробки затем, что когда вы вытащите ШРУС, не слитое масло начнет выливаться, сольется примерно около литра и ловить его неудобно, а если слить масло с коробки передач предварительно, то это на мой взгляд будет лучше.

  3. Чтобы поменять пыльник наружного шруса ..не обязательно вынимать всё в сборе тем более сливать масло ..наружный шрус снимается элементарно

  4. Согласен, что пыльник наружного ШРУСа можно поменять и на месте, но сбивать сам ШРУС, снимать и одевать пыльник, а тем более сжимать хомуты, делая все это под крылом очень не удобно. Особенно не удобно собирать, причем, как правило, когда делаешь все на весу вблизи земли, то часто внутрь попадает какая-либо грязь, что пагубно скажется на работе гранаты. Как менять — это личное дело каждого. Я склоняюсь к тому, что лучше снять полностью и спокойно в удобном положении сделать все на столе. Тем более, пыльники лучше менять сразу оба, потому велика вероятность того, что если порвался один, то скоро порвется и другой с этой же стороны. Спасибо за уточнение, Роман.

  5. Добрый день! Скажите уважаемый gakusei как поменять смазку в шрусе? Разбирать обязательно?

  6. Начнем с того, что если вы решили менять смазку, то, очевидно, с ней что-то не так: либо высохла, либо попала грязь, либо порвался пыльник ШРУСа и вы не хотите рисковать, просто поставив новый, а решили поменять на всякий случай и смазку. Из всего этого следует один вывод — старую смазку нужно удалить полностью.
    Именно по этой причине вам как ни крути придется снять гранату с привода. Далее следует промывка ШРУСа. Наливаете в емкость бензина и начинаете там полоскать и крутить ваш ШРУС так, чтобы вся смазка оттуда вымылась, причем полностью. Разбирать саму гранату настоятельно не советую, потому что после сборки быстро развалится или будет клинить, так как детали уже приработались и немного стерлись.
    Далее продуваете все воздухом или просто высушиваете на солнышке, чтобы весь бензин испарился. Затем промываете пыльник (если решили оставить старый), тоже просушиваете.
    Теперь закладываете свежую смазку в ШРУС и собираете все на место. Вот и все.

  7. Здравствуйте. Проблема такая. У меня появились следы смазки на пыльниках шруса. Что делать? надо менять или можно еще ездить?

  8. Добрый день, Васян! При наличии следов смазки замену пыльника нужно произвести как можно скорее. Следы смазки на пыльниках ШРУСа говорят о том, что есть трещины, через которые внутрь могут попасть всякого рода загрязнения: вода, песок, грязь, соль и т.д. Все это неминуемо приведет к быстрой поломке вашего шарнира. Поэтому поменять пыльник ШРУСа вам нужно как можно скорее.

  9. После того как поставил новый шрус пыльник шруса вращается на нем с толстой стороны, если покрутить руками. На сколько это страшно?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *