Главная » Двигатель » Ремонт головки блока цилиндров ВАЗ

Ремонт головки блока цилиндров ВАЗ

головка блока цилиндров

Ни для кого не секрет, что хорошо отремонтированная головка блока цилиндров – это залог устойчивой, бесперебойной работы двигателя при максимальной отдаче мощности и нормальном потреблении топлива, поэтому ремонт головки блока цилиндров ВАЗ следует производить с особым вниманием, так как любая оплошность может привести к порче почти всех частей двигателя и новому дорогостоящему ремонту. В данной статье будет подробно описан ремонт головки блока цилиндров ВАЗ своими руками, приведены советы, которых нет в книгах.

Снятие ГБЦ ВАЗ 2101-2106

Так как любой ремонт начинается со снятия ремонтируемой детали, то кратко его опишем. Чтобы не забыть, и не удивляться при разборке, необходимо до начала ремонта слить охлаждающую жидкость из двигателя. Для снятия головки блока цилиндров сначала необходимо снять воздухофильтр, карбюратор, предварительно отсоединив от него все провода и шланги.
После того, как все это проделано, снимают крышку ГБЦ, совмещают метки на шкиве коленвала с меткой на крышке привода распределительного вала и метку на звездочке или шкиве (на рисунке далее-звездочка) распредвала с меткой на его корпусе.

Установка меток распредвала и коленвала

Слева показана установка метки коленчатого вала. Справа – установка метки распределительного вала.

Затем следует ослабить натяжитель цепи, разогнуть стопорную шайбу болта звездочки распредвала, открутить болт (желательно рывком), аккуратно снять звездочку с распределительного вала и привязать ее проволокой или чем-нибудь еще к цепи. Теперь можно отворачивать гайки крепления распредвала и снимать его вместе с корпусом. Следующий шаг – снятие рокеров, для этого их необходимо стащить с регулировочных болтов и вынуть из пружин. Рокеры перед тем как снимать нужно пометить маркером или насечками, для того, чтобы каждый при сборке сел на свое место, тогда не нарушится приработка с шейками распредвала и головками регулировочных болтов. Теперь нужно отсоединить провода от свечей зажигания, от датчика температуры охлаждающей жидкости, отсоединить шланги от головки блока цилиндров, отвернуть гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору и снять ее. Далее открутите болты,с помощью которых головка крепится к блоку. Теперь головку блока цилиндров можно снять, чтобы произвести ее ремонт.
После снятия ГБЦ, для удобства дальнейшей работы ее поверхность необходимо отмыть от всякого рода загрязнений и отчистить нагар.

Рассухаривание клапанов головки блока, поиск дефектов

Ремонт головки блока цилиндров ВАЗ начинается с рассухаривания клапанов. Для этого может использоваться приспособление, приведенное на рисунке ниже.

Рассухариватель

Приспособление для рассухаривания клапанов

Клапаны желательно тоже разложить по своим местам или пометить, чтобы в случае небольшого износа можно было поставить все на место. Теперь следует внимательно осмотреть головку блока цилиндров на наличие трещин, раковин, выбоин, коррозии, оценить износ седел и направляющих, последние обычно приходится менять примерно через 150-200 тыс. км пробега. Если в результате осмотра не обнаружилось дефектов, которые бы могли препятствовать ремонту, то можно продолжать.

Замена направляющих втулок

Итак, если направляющие втулки выработаны,то приступаем к их замене, извлечь их можно при помощи специального приспособления, чертеж которого приведен ниже.

Оправка_1

Оправка для выбивания направляющих втулок

Желательно при выпрессовке втулок сразу же замерять их наружный диаметр микрометром и записывать, для того, чтобы при покупке новых пойти в автомагазин с тем же измерительным инструментом и подобрать диаметром на 0,05-0,07 больше родных.После того как направляющие куплены, начинаем их запрессовку, для этого нам понадобится: электрическая плитка, оправка для запрессовки направляющих втулок, приведенная на рисунке ниже, молоток, машинное масло.

Оправка_2

Оправка для запрессовки направляющих втулок

Ставим головку блока на какую нибудь подставку по краям, засовываем плитку под то место, где будем работать, нагреваем градусов до 100С, пока идет нагрев, смазываем втулки маслом (а еще лучше перед этим засунуть их в морозилку), снимаем с подставок и вбиваем туда новые направляющие. При соблюдении данных требований втулки зайдут “как к себе домой” и вы ничего не испортите. После замены всех восьми, необходимо дать головке остыть и затем развернуть внутренний диаметр под клапаны так, чтобы они не болтались,но свободно ходили, не заедали и не заклинивали, иначе весь ремонт головки может пойти насмарку.

Хочу предостеречь от ошибки, которую многие допускают при работе разверткой: этим инструментом работают только в одну сторону с проходом до конца. Ни в коем случае не пытайтесь развернуть направляющую с двух сторон, это ни к чему хорошему не приведет!

Как правильно зенковать седло головки ВАЗ

Теперь можно приступать к самой мучительной работе, от хорошего выполнения которой во многом зависит плотность прилегания клапана к седлу и весь ремонт гбц – зенкование. Обычно работают данным инструментом в следующей последовательности: сначала проходят выходной шарошкой (та, на которой написано 60 градусов) до тех пор, пока не начнет сниматься слой металла по кругу, потом берут 120 градусов и срезают ей до момента, пока не появится четкая круглая кромка. Последней, той что 90 градусов, остается лишь сделать рабочую фаску, толщина которой должна быть 1,5-2 мм, желательно сделать примерно 1,5, потому что при притирке клапанов она немного увеличится. Хорошо отзенкованное седло должно выглядеть примерно как на рисунке.

Седло

Ремонт ГБЦ ВАЗ - Вид правильно отшарошенного седла

Притирка клапанов и проверка герметичности гбц

Теперь осталось притереть клапаны, для того, чтобы они как можно плотнее прилегали к седлам. Делается это следующим образом: идете в автомобильный магазин, покупаете специальную притирочную пасту (стоит совсем недорого), намазываете ей клапан, вставляете его в головку. Далее существует 2 способа, как его вращать, при этом прижимая к седлу: один “дедовский”, другой более современный.
Начнем с дедовского. Находите кусок шланга такого диаметра, чтобы плотно садился на клапан, зажимаете между ладонями и начинаете вращать то в одну, то в другую сторону. Более современное приспособление для удержания клапана показано на рисунке ниже, изготовить его не составляет никакого труда.

Держак

Приспособление для притирки клапанов ГБЦ

Внешним показателем того, что клапан притерся является матовая поверхность седла и клапана в месте контакта, причем она должна быть по кругу, не прерываться. Герметичность головки блока цилиндров после ремонта можно проверить, залив во впускной и выпускной коллекторы немного керосина или бензина. При качественно выполненной работе по ремонту ГБЦ течи и посырения из под клапанов головки блока цилиндров не наблюдается в течение 5-7 минут.
Напоследок могу только напомнить, не забудьте поставить маслоотражательные (маслосъемные) колпачки. И еще, не забывайте промывать и прочищать все детали после ремонта непосредственно перед сборкой головки, тогда мотор вашего ВАЗ прослужит еще не одну сотню тысяч километров.

  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • Долго заводится двигательДолго заводится двигатель
    Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня хочу рассказать вам об истории одного ремонта, который случился у меня недавно. Случай довольно интересный и я бы сразу никогда не ...
  • Замена заглушки головки блока цилиндровЗамена заглушки головки блока
    Итак, начнем с того, что на написание этой статьи меня подвиг комментарий читателя Андрея. Проблема заключается в том, что появилась течь задней пробки (заглушки) головки ...
  • Расход маслаПричины повышенного расхода масла
    Как правило, каждый автолюбитель знает, что если автомобиль стал расходовать масла больше, чем обычно, значит что-то не в порядке с двигателем. И нужно предпринимать какие-то ...
  • Свеча зажиганияКак поменять свечи зажигания
    В настоящее время большинство автомобилистов ездят на машинах отечественного производства. Это вызвано относительно небольшой стоимостью этих автомобилей, особенно подержанных. Но, как известно, для автосервисов не ...
  • БСЗ ВАЗЗамена трамблера ВАЗ
    Так как в настоящее время на дорогах еще существует огромное количество так называемых “классик” (ВАЗ 2101-2107) с по сути древней и неэффективной контактной (кулачковой) системой ...

  • Саша, не могли бы вы прислать фото, не совсем понятно о чем вы говорите. Совершенно не понимаю как может обломаться кромка седла клапана, но если такое и произойдет, то скорее всего можно обойтись заменой направляющей и расшарошиванием седла. Для точного ответа нужна фотография или схематический рисунок хотя бы.

  • Добрый день!
    Сорвали резьбу под болты ГБЦ в блоке. 2111. Отремонтировать можно, или блок менять?

  • Олег, добрый день. Ремонтировать всегда все можно, вопрос только в том, имеет ли смысл такой ремонт или нет. Здесь есть следующие нюансы: предварительно старые отверстия с сорванной резьбой надо рассверлить под нарезание новой резьбы большего диаметра, такую работу дома дрелью не сделаешь, нужна точность. Нарезать резьбу так, чтобы она потом не сорвалась при затяжке тоже довольно сложно, тем более в чугуне и на такую длину. Нужен специально изготовленный под заказ болт (причем из хорошего металла и с покрытием). Теперь самое неприятное: придется же рассверливать и отверстие в ГБЦ, так как просто так туда новый болт большего диаметра не пролезет. Иными словами, если с блоком что-то не получится, то придется выбросить и ГБЦ тоже.
    Если осталось хоть немного от старой резьбы, то можно попросить токаря выточить болт такого же размера, но с более полной резьбой (увеличить высоту профиля резьбы), нарезается она специально заточенным резцом. При затяжке “без фанатизма” на один ремонт двигателя вполне хватает.
    Надеюсь я ответил на ваш вопрос

  • привет, ремонтники, сделал следующее:
    поставил бронзовые направляйки (вбил на горячую), райберовал на 8 00, в итоге райбер проскакивает, сверло на 8 тоже, а клапана по разному везде, где очень туго, где нормально. пробовал ножку клапана с москвича 412, так та везде идеально становится, а мои новые все криво. вопрос: могут ли это быть такие клапана ? брак?

  • конечно могут, брак бывает очень разным и, даже если соблюден диаметр штока клапана, то не факт, что шток ровный, такое часто бывает, даже если зажать в дрель (или токарный станок), то это будет очень хорошо видно, сталкивался с таким. ну а про клапан с москвича, то если он б/у, то конечно будет проскакивать как родной во все отверстия, а если новый, то сверьте его размер с размером ваших клапанов микрометром и в случае одинакового размера можно с уверенностью сказать, что ваши клапана бракованные. Кстати, часто встречал клапана, которые выглядят как выточенные из прутка, даже следов отливки на тарелке нет, они точно все кривые, убеждался не раз.

  • Доброго дня!Подскажите пожалуйста Заводскую высоту ГБЦ 2106 и какая высота допустима после шлифовки? Спасибо.

  • Здравствуйте, Виктор. У меня информации по высоте ГБЦ нет и померить негде. Могу с уверенностью сказать, что на ВАЗ 2101 мы шлифовали 1,5 мм и все прекрасно работало. Как я понимаю вы хотите увеличить компрессию, тем самым поднять мощность. Но не забывайте, что делать это можно не до бесконечности, иначе двигатель начнет детонировать из за большой степени сжатия. Мой друг вымерял объемы камеры сгорания обычной ГБЦ и сошлифованной и по его расчетам получилось, что 1,4-1,5 мм – это самый оптимальный вариант. Это все, чем я могу помочь вам в этом вопросе.

  • Здравствуйте! Решил поменять направляющие клапанов, 6 штук выбил, а остальные не могу, дошло до того что края направляющего разбил и напр. завальцевался в седле. Что можете посоветовать?

  • Добрый вечер. Могу посоветовать высверлить направляющую сверлом такого диаметра, чтобы осталась стенка 0,5-1 мм (чем меньше, тем лучше), потом эту стенку просто разломать по кусочкам. Ломается легко, так как направляющие клапана сделаны из чугуна. Также можно сначала попробовать высверлить втулку не напроход, а оставив 10 мм ее верхней части, подобрать пруток по диаметру сверла и хорошенько ударить, должна выйти, так как после сверления направляющая с тонкой стенкой практически не будет держаться, потому что потеряет жесткость. Сосверливать развальцованный край вам придется в любом случае, иначе направляющую не выбить. Пробуйте!

  • В принципе я так и думал. Спасибо большое, а то я сомневался.

  • Пожалуйста! Если будут еще вопросы – пишите.

  • Здравствуйте! я так понял новые клапана на старые направляющие ставить не стоит, а можно ли старые клапана на новые направляющие?

  • Уважаемый Петр! Не стоит делать ни одного, ни другого, потому что клапан и направляющая должны прирабатываться в паре. Если этого не сделать, то возможно зависание клапана и как следствие повторный ремонт головки блока цилиндров.

  • При скорости 100 и выше начинает шуметь головка.Компрессия упала до 8 атмосфер Подскажите что делать?

  • откуда вы знаете, что это головка? компрессия во всех цилиндрах упала? какой у вас автомобиль?

  • Ваз 2106 компрессия упала во всех. Давления масла в норме. Слышно большой цокот коромысел .

  • клапанную крышку вам снимать в любом случае придется. Посмотрите, не случилось ли чего с цепью ГРМ и звездочками. Еще очень похоже на то, что у вас успокоитель оторвался, тогда получатся сбитые фазы распределения и компрессия упадет. Если с этим все нормально, то другого исхода, кроме как снять ГБЦ и тщательно осмотреть ее наверное нет.

  • здравствуйте,подскажите как заполнить образовавшуюся раковину от коррозии на головке блока цилиндра кроме аргонной сварки ?автомобиль ВАЗ

  • смотря в каком месте. Если в камере сгорания, то я больше вариантов не вижу, кроме как аргонная сварка ГБЦ. Ну а если в месте, где нет таких больших температур, то можно попробовать эпоксидной смолой с алюминиевой пудрой. Все зависит от места, это принципиально.

  • gakusei ,благодарю вас за внимание !