Главная » Двигатель » Ремонт головки блока цилиндров ВАЗ

Ремонт головки блока цилиндров ВАЗ

головка блока цилиндров

Ни для кого не секрет, что хорошо отремонтированная головка блока цилиндров – это залог устойчивой, бесперебойной работы двигателя при максимальной отдаче мощности и нормальном потреблении топлива, поэтому ремонт головки блока цилиндров ВАЗ следует производить с особым вниманием, так как любая оплошность может привести к порче почти всех частей двигателя и новому дорогостоящему ремонту. В данной статье будет подробно описан ремонт головки блока цилиндров ВАЗ своими руками, приведены советы, которых нет в книгах.

Снятие ГБЦ ВАЗ 2101-2106

Так как любой ремонт начинается со снятия ремонтируемой детали, то кратко его опишем. Чтобы не забыть, и не удивляться при разборке, необходимо до начала ремонта слить охлаждающую жидкость из двигателя. Для снятия головки блока цилиндров сначала необходимо снять воздухофильтр, карбюратор, предварительно отсоединив от него все провода и шланги.
После того, как все это проделано, снимают крышку ГБЦ, совмещают метки на шкиве коленвала с меткой на крышке привода распределительного вала и метку на звездочке или шкиве (на рисунке далее-звездочка) распредвала с меткой на его корпусе.

Установка меток распредвала и коленвала

Слева показана установка метки коленчатого вала. Справа – установка метки распределительного вала.

Затем следует ослабить натяжитель цепи, разогнуть стопорную шайбу болта звездочки распредвала, открутить болт (желательно рывком), аккуратно снять звездочку с распределительного вала и привязать ее проволокой или чем-нибудь еще к цепи. Теперь можно отворачивать гайки крепления распредвала и снимать его вместе с корпусом. Следующий шаг – снятие рокеров, для этого их необходимо стащить с регулировочных болтов и вынуть из пружин. Рокеры перед тем как снимать нужно пометить маркером или насечками, для того, чтобы каждый при сборке сел на свое место, тогда не нарушится приработка с шейками распредвала и головками регулировочных болтов. Теперь нужно отсоединить провода от свечей зажигания, от датчика температуры охлаждающей жидкости, отсоединить шланги от головки блока цилиндров, отвернуть гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору и снять ее. Далее открутите болты,с помощью которых головка крепится к блоку. Теперь головку блока цилиндров можно снять, чтобы произвести ее ремонт.
После снятия ГБЦ, для удобства дальнейшей работы ее поверхность необходимо отмыть от всякого рода загрязнений и отчистить нагар.

Рассухаривание клапанов головки блока, поиск дефектов

Ремонт головки блока цилиндров ВАЗ начинается с рассухаривания клапанов. Для этого может использоваться приспособление, приведенное на рисунке ниже.

Рассухариватель

Приспособление для рассухаривания клапанов

Клапаны желательно тоже разложить по своим местам или пометить, чтобы в случае небольшого износа можно было поставить все на место. Теперь следует внимательно осмотреть головку блока цилиндров на наличие трещин, раковин, выбоин, коррозии, оценить износ седел и направляющих, последние обычно приходится менять примерно через 150-200 тыс. км пробега. Если в результате осмотра не обнаружилось дефектов, которые бы могли препятствовать ремонту, то можно продолжать.

Замена направляющих втулок

Итак, если направляющие втулки выработаны,то приступаем к их замене, извлечь их можно при помощи специального приспособления, чертеж которого приведен ниже.

Оправка_1

Оправка для выбивания направляющих втулок

Желательно при выпрессовке втулок сразу же замерять их наружный диаметр микрометром и записывать, для того, чтобы при покупке новых пойти в автомагазин с тем же измерительным инструментом и подобрать диаметром на 0,05-0,07 больше родных.После того как направляющие куплены, начинаем их запрессовку, для этого нам понадобится: электрическая плитка, оправка для запрессовки направляющих втулок, приведенная на рисунке ниже, молоток, машинное масло.

Оправка_2

Оправка для запрессовки направляющих втулок

Ставим головку блока на какую нибудь подставку по краям, засовываем плитку под то место, где будем работать, нагреваем градусов до 100С, пока идет нагрев, смазываем втулки маслом (а еще лучше перед этим засунуть их в морозилку), снимаем с подставок и вбиваем туда новые направляющие. При соблюдении данных требований втулки зайдут “как к себе домой” и вы ничего не испортите. После замены всех восьми, необходимо дать головке остыть и затем развернуть внутренний диаметр под клапаны так, чтобы они не болтались,но свободно ходили, не заедали и не заклинивали, иначе весь ремонт головки может пойти насмарку.

Хочу предостеречь от ошибки, которую многие допускают при работе разверткой: этим инструментом работают только в одну сторону с проходом до конца. Ни в коем случае не пытайтесь развернуть направляющую с двух сторон, это ни к чему хорошему не приведет!

Как правильно зенковать седло головки ВАЗ

Теперь можно приступать к самой мучительной работе, от хорошего выполнения которой во многом зависит плотность прилегания клапана к седлу и весь ремонт гбц – зенкование. Обычно работают данным инструментом в следующей последовательности: сначала проходят выходной шарошкой (та, на которой написано 60 градусов) до тех пор, пока не начнет сниматься слой металла по кругу, потом берут 120 градусов и срезают ей до момента, пока не появится четкая круглая кромка. Последней, той что 90 градусов, остается лишь сделать рабочую фаску, толщина которой должна быть 1,5-2 мм, желательно сделать примерно 1,5, потому что при притирке клапанов она немного увеличится. Хорошо отзенкованное седло должно выглядеть примерно как на рисунке.

Седло

Ремонт ГБЦ ВАЗ - Вид правильно отшарошенного седла

Притирка клапанов и проверка герметичности гбц

Теперь осталось притереть клапаны, для того, чтобы они как можно плотнее прилегали к седлам. Делается это следующим образом: идете в автомобильный магазин, покупаете специальную притирочную пасту (стоит совсем недорого), намазываете ей клапан, вставляете его в головку. Далее существует 2 способа, как его вращать, при этом прижимая к седлу: один “дедовский”, другой более современный.
Начнем с дедовского. Находите кусок шланга такого диаметра, чтобы плотно садился на клапан, зажимаете между ладонями и начинаете вращать то в одну, то в другую сторону. Более современное приспособление для удержания клапана показано на рисунке ниже, изготовить его не составляет никакого труда.

Держак

Приспособление для притирки клапанов ГБЦ

Внешним показателем того, что клапан притерся является матовая поверхность седла и клапана в месте контакта, причем она должна быть по кругу, не прерываться. Герметичность головки блока цилиндров после ремонта можно проверить, залив во впускной и выпускной коллекторы немного керосина или бензина. При качественно выполненной работе по ремонту ГБЦ течи и посырения из под клапанов головки блока цилиндров не наблюдается в течение 5-7 минут.
Напоследок могу только напомнить, не забудьте поставить маслоотражательные (маслосъемные) колпачки. И еще, не забывайте промывать и прочищать все детали после ремонта непосредственно перед сборкой головки, тогда мотор вашего ВАЗ прослужит еще не одну сотню тысяч километров.

  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • Долго заводится двигательДолго заводится двигатель
    Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня хочу рассказать вам об истории одного ремонта, который случился у меня недавно. Случай довольно интересный и я бы сразу никогда не ...
  • Замена заглушки головки блока цилиндровЗамена заглушки головки блока
    Итак, начнем с того, что на написание этой статьи меня подвиг комментарий читателя Андрея. Проблема заключается в том, что появилась течь задней пробки (заглушки) головки ...
  • Расход маслаПричины повышенного расхода масла
    Как правило, каждый автолюбитель знает, что если автомобиль стал расходовать масла больше, чем обычно, значит что-то не в порядке с двигателем. И нужно предпринимать какие-то ...
  • Свеча зажиганияКак поменять свечи зажигания
    В настоящее время большинство автомобилистов ездят на машинах отечественного производства. Это вызвано относительно небольшой стоимостью этих автомобилей, особенно подержанных. Но, как известно, для автосервисов не ...
  • БСЗ ВАЗЗамена трамблера ВАЗ
    Так как в настоящее время на дорогах еще существует огромное количество так называемых “классик” (ВАЗ 2101-2107) с по сути древней и неэффективной контактной (кулачковой) системой ...

  • здравствуйте! Такой вот вопрос, появилась проблема с гбц попадала компрессия 1-7; 2-10; 3-9; 4-10. Мерил несколько раз тяги у двигателя нет, постоянно захлебывается настроил (стробоскоп) зажигание и все в куче остальное свечи новые, бронепровода тоже, вакуум корректор новый, карбюратор отличный, вакуумный усилитель тормозов (шланг) не пропускает, проехал от силы 200-300 км и все повторяется, масло 5 кубиков лил компрессия не поднялась так вот сам вопрос это точно голове трындец? (двигатель 21011) шестерка. Так вот если я фрезеровать гбц буду мощность ощутима прибавится? Какую гбц можно поставить взамен 21011? И что это даст. Спасибо! жду ответа!

  • Добрый день, Роман! Головку блока вам скорее всего ремонтировать придется, ну а снимать уж точно. Когда разберете, то все видно будет. Скорее всего клапан начал прогорать на первом цилиндре. Что вы имеете ввиду под фразой “захлебывается”? на каких режимах работы? компрессию на горячем двигателе мерили? какого цвета свечи зажигания? вакуум корректор на трамблере новый? карбюратор пробовали ставить на другую машину (или на свою с другой)? может быть в нем проблема? По сути у вас проблема только с первым цилиндром. Обычно разница в тяге не очень то сильно замечается, просто троить начинает на холостых. Если у вас стоит контактное зажигание, то я бы посоветовал поставить бесконтактное, поверьте, сразу бы ушло множество проблем, возможно и та, которая имеется сейчас (кроме компрессии в цилиндрах). Ощутимого большого прироста мощности при фрезеровке ГБЦ вы не заметите, разница будет заметна только на некоторых режимах работы, и то она будет несущественной, но если есть хороший фрезеровщик, то 1,5 мм можно снять, не помешает. Только машина станет более привередливой к свечам и бензину. На двигатель шестерки по-моему ставится головка только с шестерки, на сколько я помню, диаметр поршня там больше, чем на других “классиках”. С Нивы тоже вроде не подходит, там головка больше по высоте. Но это не 100 процентов, надо смотреть все. Вам проще на разборке купить более-менее живую ГБЦ и сделать ее, а потом снять свою с двигателя и уже смотреть что там с поршневой группой, зато головка у вас уже будет сделанная и если цилиндры и поршни нормальные, то можно быстро собрать все и радоваться.

  • Здравствуйте, при снятии ГБЦ на ВАЗ 21041(i) столкнулся с такой проблемой: 4 болта смог открутить без проблем, а вот остальные 6 – испортил шлицы. Как быть? Болты под 12-ю головку.

  • Ужас! Нельзя же делать такие работы плохим инструментом. Теперь по существу. Я не помню, торчат ли шляпки этих болтов из ГБЦ. Если торчат, то можно конечно попробовать сточить их под 11-ю головку и открутить (еще можно попробовать хорошим газовым ключом, новым). Еще вопрос насколько сильно испортили? Если шляпки еще не круглые, то все таки можно попробовать открутить болты головкой на 12 из набора Арсенал, они там очень интересно сделаны, при проскальзывании как бы зажимают шляпку. Ну а если все совсем плохо, то даже не вижу другого варианта, кроме как высверливать шляпки строго по центру сверлом на 10 (таким же, как диаметр резьбы), когда дойдет до болта, то шляпка отвалится, ну или ей надо будет немного помочь это сделать, а после снятия ГБЦ уже выкрутить оставшиеся части болтов.

  • Здравствуйте,у меня такая проблема…двигатель работал как то не устойчиво,заехал к знакомым в мастерскую…почистили карбюратор,отрегулировали зажигание…но двигатель все равно работал неустойчиво,решили замерить компрессию.И были очень удивлены..Компрессия в 1 цел..была 11.а в остальных 3 по 0…расхода масла в двигателе не было…дым из выхлопной трубы был обычный..но расход топлива был велик..поэтому грешил на карбюратор, свечи и зажигание..двигатель не гремел и не стучал..мне сказали что это скорее всего прогорели клапана..вот думаю,точно ли они это.???

  • Добрый вечер, Костя. Вы каким компрессометром мерили? и как? Если верить вашим показаниям манометра, то получается, что двигатель работает на одном цилиндре! Но это не то что неустойчивая работа, а просто ужас был бы, и тронуться машина не смогла бы на 1 цилиндре, потому что даже на 2-х это очень тяжело сделать. Скорее всего, компрессия в этих цилиндрах, скажем так, не велика, но точно не 0, а ваш прибор просто не может ее уловить, потому что неисправен его впускной клапан. Даже с прогоревшими клапанами компрессия все равно бывает 3-4 атм. Нужно померить другим прибором. А то, что вам сказали, это наиболее частая причина снижения компрессии, но не единственная. Если есть разница между минимальным и максимальным значением более, чем в 1-1,5 атм, то необходимо вскрывать двигатель и искать причину.

  • Спасибо, буду пробовать.

  • здравствуйте, откапиталил полностью свой двигатель, мотор 03, единственное что сам не смог сделать это гбц, по причине отсутствия необходимого инструмента, отдал её мастеру, ему сразу отдал клапана новые направляющие, сальники. когда приехал забирать он мне сказал что направляющие он не стал менять так как они и старые ещё хорошие. собрал, всё поставил, поехал, сразу началась какая-то лажа, при переключениях и запуске двигателя, из выхлопной поддымливало, думал приработается пройдёт, прошло пять тысяч, этот баг остался. плюс к этой проблеме прибавилась ещё одна – стала сочиться жидкость похожая на смолу со стороны свечей между гбц и блоком около масляного канала, хотя гбц я протягивал два раза сразу после сборки на машине, а второй где-то после 1 т. км. да и саму головку мастер шлифанул на 0,1 мм (может этого было не достаточно) обкатку очень аккуратно прохожу. вот у меня такой вопрос: можно ли поменять направляющие клапанов не зенкуя после этого клапанные сёдла, обойтись одной притиркой, и может ли быть эта проблема из за маслосъёмных колпачков, хотя на вид они целые, эластичные

  • здравствуйте, гена. Зенковать седла после замены направляющих нужно обязательно, так как вероятность того, что оси старых и новых втулок совпадут, ничтожна. По своему опыту так же знаю, что хорошо отзенковать седла со старыми направляющими практически не возможно, так как шток зенкера болтается в старой втулке, так же, как и новый клапан. Из-за колпачков, если они целы, дымить вряд ли будет, тут скорее виновата поршневая группа. Двигатель точился? А компрессию замеряли? На счет жидкости ничего не могу сказать, не знаю, что это такое у вас.

  • Здравствуйте!
    ВАЗ-2107 (двигатель 2103, карбюратор).
    Два месяца назад мне заменили прокладку ГБЦ. Поставили прокладку 21011-1003020, хотя родная была 2107-1003020-10.
    Сейчас снова начало давить газы в тосол, если ехать под нагрузкой – подъем в гору или ускорения (выдавливает тосол в расширительный бачок, пропадает тяга, появляется детонация, перестаёт греть печка). Свеча в 4-м цилиндре при этом в отложениях и нагаре и с подтеками масла. В остальных цилиндрах нормальные.
    Может ли всё это быть из-за того, что поставили не ту прокладку? Как я понимаю, у родной прокладки диаметр поршней 76 мм, а у той которую поставили на замену 79 мм. Либо прокладка не причём и следует искать другую причину?

  • Здравствуйте, Евгений! Причиной кроме прокладки может также быть и трещина (трещины) в гбц (появляются очень часто при заливании холодной охлаждающей жидкости в кипящий мотор). Но попробовать поменять прокладку следует в любом случае. А с той, которую вы поставили вообще получается, что стенка тоньше от цилиндра до канала охлаждения, и место обжима уплотнительных колец тоже не там, где надо, такого делать нельзя. Советую еще при ремонте шлифовать ГБЦ на 0,2-0,3 мм. И тщательно осмотреть блок цилиндров на наличие остатков старых прокладок, ржавчины, раковин и прочего, что может помешать хорошему прилеганию поверхностей. Не следует мазать прокладку герметиком, иногда он только вредит.
    Почему свеча в отложениях и нагаре однозначно сказать нельзя, здесь либо маслосъемные колпачки виноваты (что маловероятно, но советую заменить на всякий случай), либо поршневая группа (что скорее всего, потому что 4 цилиндр охлаждается меньше всех, быстрее изнашивается, можно попробовать поменять поршневые кольца, но тогда на всех цилиндрах). Почему-то мне кажется, что маслосъемные кольца у вас на 4 цилиндре изношены. Еще был у меня фокус со свечами по симптомам подходящим под ваш: не поверите, но вокруг впускного клапана в ГБЦ образовалась пробка, в точности повторяющая контур клапана, перекрывающая подачу топливно-воздушной смеси в цилиндр. Свеча тоже всегда была в масле, двигатель работал с перебоями, но ехала машина более-менее нормально.

  • Прокладку поменяю, конечно.
    При первой замене прокладки ГБЦ шлифовали (во всяком случае, в сервисе мне так сказали).
    А маслосъемные колпачки нужно менять на всех цилиндрах или можно только на одном?
    Как можно определить износились ли маслосъемные кольца не залезая в поршневую?
    Не хотелось бы вкладывать много денег в ремонт машины (ремонтируюсь в сервисе), т.к. весной планирую её продать…

  • Поменять колпачки можно только на 4, остальные оставить. Не вынимая поршня состояние маслосъемных колец определить как я знаю нельзя. Тогда нечего заморачиваться и просто поменять прокладку и все. До весны маслом не обожрет, даже если будет хорошо подъедать.

  • Здравствуйте.Подскажите,замена гнезд на ГБЦ ваз 2105 это реально?Что для этого нужно?

  • Здравствуйте, Игорь! Это реально, но очень сложно. Нужен специальный инструмент и условия. Дома поменять практически не возможно. На мой взгляд такая замена себя не оправдывает, проще купить ремонтопригодную б/у ГБЦ и сделать ее, чем заниматься этим неблагодарным делом. Я никогда не менял седла и даже не пытался, как это делается знаю только в теории и то не полностью.

  • Спасибо,значит буду искать б/у.

  • Сорвал резьбу в ГБЦ под датчик давления масла, Вопрос:Возможно ли нарезать резьбу не снимая гбц? Либо как то герметично заглушить? В общем надо как то устранить течь масла…

  • нарезать то можно, если можно подлезть, но вся стружка будет в масляном канале, а это может привести к выходу двигателя из строя. Я бы посоветовал вам купить восстановитель-клей для резьбы и все это дело посадить на него. Из строя датчик давления масла выходит очень редко, поэтому хватить должно надолго. Глушить не вариант, потому что давление может упасть, а вы этого и не заметите. Можно еще попробовать подмотать ленту Фум (подмотка для труб, как тонкий полиэтилен, только тянется и мягкая, очень хорошо держит). Но вариант с восстановителем резьбы лучше.

  • Полезная статья, буду пробовать сам чинить головку, правда уже отдал на ремонт, но если будет так, что будет выходить из строя, буду сам пробовать, ибо без конца отдавать деньги не охота.

    Еще хотел поинтересоваться, сколько примерно будет стоить ремонт головки ваз 2106? Я отдал ее на ремонт,заплатил 6 тысяч рублей, это по алтайскому краю,город Барнаул, в ремонт отдал местному умельцу(люди бегут к нему с СТО-хвалят) так вот предложите приблизительную цену ремонту головки ваз 2106. Спасибо за ответ!

  • Спасибо! Как правило, цена ремонта – это 40-50% стоимости нового агрегата. То есть где-то 4000р плюс запчасти, около шести и выходит, если качественные детали ставить. Но есть и люди, хорошо делающие за 2000р. Это кто как договорится, но расчет стоимости ремонта на СТО я вам привел.